Архив

сентября 2024
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

В Москве прошла первая татарская секция Рождественских чтений

25 января 2017 г. в Москве впервые прошла татарская секция Рождественских чтений (Вторая православно-татарская конференция)

В рамках XXV Международных Образовательных Рождественских чтений при храме св. ап. Фомы на Кантемировской, 25.01.17, в период Попразднства Богоявления, в день памяти св. мч. Татьяны и с нею в Риме пострадавших (226-235), с 19:00 по 21:00 впервые прошла татарская секция Рождественских чтений (Вторая православнотатарская конференция)

"Православные татары (крещённые татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее православия среди татарского народа".

С докладами по данной проблематике выступили протоиерей Максим Обухов, иеромонах Иннокентий Кильдеев, иерей Василий Мухаметшин, иерей Алексей Юсупов, иерей Иоанн Давлекамов, и др. участники.

Татарская православная идентичность ведет свое начало от апостольской проповеди и её развития среди народов – предков татар и других родственных народов, в том числе племён Великой Булгарии, Дешт-и-Кипчака (впоследствии Улуса Джучи, Золотой Орды), Кереитского Ханства и др. Участники конференции высказали твердую уверенность в том, что с тех пор Христианство в тюркско-татарском мире не прерывалось и молитвы Триединому Богу возносились на языках предков татар и других тюркоязычных народов сотни лет. Об этом прочитал доклад потомок просветителя татар отца Василия Тимофеева Сергей Сидоров.

На сегодняшний день Православие широко представлено в тюркоязычном мире и Богом прославлен сонм святых тюркского и татарского происхождения, хотя судьба тюркоязычных народов сложилась иначе, чем других. Православные татары высказались о том, что являются частью общероссийской политической нации (русской цивилизации), но не отрываются от своих корней и не противопоставляют себя татарам-мусульманам, но всеми силами стараются сохранить язык, культуру, традиции в этническом многообразии нашей земной Родины.

Участники секции Рождественских чтений (конференции) также заявили, что необходимо продолжать национальное, культурное, церковное развитие татарского народа. Поддержали все усилия по возрождению молитвенного и литургического татарского языка и призвали православных татар не отказываться от своей национальной идентичности и сохранять свою культуру. Об этом с докладами выступили новокрещёная татарка Файруза, а также глава «Ассоциации православных экспертов», высший эксперт «Византийского клуба», видный православный политолог, культуролог, политик Кирилл Фролов и потомок прославленного в лике святых расстрелянного в 1918 году вместе с царской семьёй повара святых царственных мучеников и потомок чингизида крымского и касимовского татарского хана-князя, православного политолога Петра Мультатули.

Участники конференции выразили глубокую благодарность священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и администрации республик Татарстан, Башкортостан и других регионов России за признание, понимание и поддержку. Подчеркнули необходимость продолжения развития татарского языка и его диалектов как языка молитвы, сохранение татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, развитие и продвижение, как в Богослужебной практике, так и в быту татарско- кряшенско-нагайбакских и других православных традиций и искусства, в чем выразили надежду на поддержку соотечественников. Об этом высказался руководитель миссионерского отделения Казанской епархии иерей Сергий Титов. Как оказалось, Тюркский язык имеет много параллелей с библейским языком и весьма многогранен.

Православные татары призвали к взаимной поддержке и объединению и взаимодействию с православными тюркоязычными народами (гагаузами, чувашами, якутами и др), а также к диалогу с тюркским миром в целом. Кроме того, участники конференции (секции) подчеркнули необходимость более тщательного изучения истории Православия среди тюркоязычных народов и их предков, в том числе изучение и систематизацию сведений о святых и подвижниках благочестия, известных миссионерах. С докладами на эту тему выступили гости из Гагаузии и Молдавии гагаузский священник отец Димитрий Киарогло и советник вновь избранного президента Молдавии Додона – Владимир Букарский, а также другие участники.

Православные татары обратили особое внимание на возможность широкого использования родных языков, разных диалектов, многоязычия, местных и национальных обрядовых особенностей в богослужении и в быту, развитие татарского православного искусства, такого как христианский шамаиль и др., возможность использования родных имен при крещении, не внесенных в святцы. Одним из способов достижения этой цели православные татары считают введение факультативных курсов для семинаристов, владеющих татарским языком, а также встраивание этнокультурного компонента в систему подготовки священнослужителей.

Также в работе конференции приняли участие представители кряшенских организаций, много лет добивающиеся кряшенам статуса отдельного народа, они выступили с докладами о том, что кряшены Татарстана находятся в бедственном положении.

На конференции (секции) были представлены заслуживающие особого внимания доклады об отношении православных христиан, особенно татарской их части, к «пророку ислама» - Мухаммаду, данный доклад прочитал сын известного мусульманского проповедника Валиахмета Садура известный православный татарский проповедник Давид Амир Садур. Обобщяя доклад Давид Амира, можно сделать следующие умозаключения.

Сам пророк Мухаммед имеет в Исламе два распространённых образа. Простой человек, несущий откровение божье в мир, и (образ восходящий к мышлению суфиев) Мессия, спаситель мира. В миссии среди мусульман важно помнить, что образ Мессии бытует в их богословских кругах, но наложен не на ту личность. Если не попирать, но просто удерживать образ Мухаммеда в "канонических" рамках пророка, то проповедь среди мусульман становится более реальной.

Также вызвал пристальное внимание доклад отца Алексия Тимофеевича Юсупова (родом из Башкирии) о миссии среди китайцев, как один из примеров для миссии среди татар.

Одним из главных моментов конференции было объявление о создании и регистрации православно-татарской церковной общины в Москве как церковной структуры с татарским языком и особенностями православного Богослужения.