Архив

ноября 2025
пнвтсрчтптсбвс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Под покровом Божией Матери

     Как феникс из пепла, возродился Покровский монастырь

Ещё в семидесятые годы прошлого века, проезжая мимо села Дедово Фёдоровского района, можно было увидеть полуразрушенное здание бывшего Покровского собора. Казалось бы, вдали от больших населённых пунктов ему грозит полное забвение. Но случилось чудо. Буквально за последние 10 лет, как феникс из пепла, восстал не только старый собор — появились новые! И ныне Покрово-Эннатский монастырь во всём своём великолепии украшает окрестности. Накануне Пасхи мы стали гостями этого удивительного места…

Немного истории

Обитель появилась благодаря усилиям местных помещиков супругов Эннатских. 30 сентября 1893 года высочайше утверждено определение Святейшего синода об учреждении при селе Прасковьине Стерлитамакского уезда Дедовской волости женской общины в честь Покрова Пресвятыя Богородицы.

Первый деревянный храм появился в обители довольно скоро — 29 июня 1894 года, он был освящен в честь Покрова Божией Матери. В феврале 1898 года община была обращена в женский монастырь. Началось строительство огромного кирпичного Покровского собора (один из местных жителей твердо называет дату начала строительства: 1904 год). И в дальнейшем обитель строилась и обустраивалась, в основном, стараниями и попечением помещиков Эннатских, могилы которых затерялись у соборного алтаря. Уже в те годы за монастырем прочно закрепляется название «Эннатский». Конец строительства собора относится к началу 1910-х годов. В 1914 году Е.Л. Эннатская и петроградский мещанин И.П. Орлов жертвуют в церковь колокола. В обители находились около 300 монахинь, и она являлась монастырем первого класса.

Покровский собор — второй из 17 монастырских соборов Уфимской епархии, уцелевший во время советских погромов. В конце 1917 года монастырский хутор был разграблен большевиками. В начале 20-х — закрыт, имущество реквизировано и расхищено, монахини выгнаны, могила Эннатского осквернена (по воспоминаниям современников, даже останки вытащили), обитель преобразована в «трудовую коммуну». Впоследствии в зданиях размещались: склад, колония, школа трактористов, а во время Великой Отечественной войны — детский дом для эвакуированных детей. Примерно в 1940-е гг. разрушены до основания две малые монастырские церкви — верхняя и нижняя. Деревянные монастырские корпуса разобраны и отвезены в Федоровку, Дедово под разные учреждения. Среди разгромленных руин чудом найден надгробный памятник Дмитрию Васильевичу (1840-86) и Софии Владимировне (1849-99) Эннатским, ныне он водружен на постамент недалеко от южной стены, предположительно, у мест их последнего упокоения.

Прошли десятилетия, поруганный и разрушенный собор, казалось, доживал свои последние дни. К счастью, по ходатайству митрополита Никона 19 июля 2000 года Священным Синодом Русской православной церкви было благословлено открытие на территории женской обители Покровского мужского монастыря.

Люди и судьбы

У всех здесь свои истории, свои судьбы — разные и схожие одновременно. И у каждого свой путь к Богу.

Отец Мефодий — монах, ему 62 года. Раньше, как и все, вел мирскую жизнь, в Уфе осталась семья.

— Была стрессовая ситуация, как говорится, повис между жизнью и смертью. Взмолился Богу: «Господи, помоги! Посвящу тебе всю оставшуюся жизнь». И Он меня услышал. Здесь многому научился, многое приобрел для души.

Мефодий живет в корпусе для монахов. В его келье — кровать, кресло, стол, шифоньер, этажерка с духовными книгами и везде — иконы.

Схимонах Иоанн до пенсии работал металлургом, 35 лет плавил чугун. Уже во время перестройки пришел домой с ночной смены и включил радио, где в это время передавали проповедь патриарха Кирилла. В его душе все перевернулось, и он пошел в храм, где крестился в возрасте 46 лет. Участвовал в строительстве Петропавловского храма в Новотроицке, был послушником.

Вышел на пенсию, раздарил все свое имущество, квартиру и 8 августа 2010 года приехал в монастырь, принял монашество. В прошлом году — полную схиму. Жалеет, что много времени потерял впустую, что не пришел к Богу раньше. Иоанн отошел от всего мирского и все время проводит в уединении в молитвах.

48-летний инок Андроник здесь второй год.

Окончил нефтяной техникум, работал на севере, но решил, что всех денег не заработаешь — надо и о душе подумать.

Креститься, венчаться, молиться

За 10 лет в монастыре возрожден заново Покровский собор, построены крестильный храм князя Владимира, храм равноапостольной княгини Ольги, домовая церковь — гостиница блаженной Матроны Московской, Никольский храм, зимний храм Иверской Божьей Матери, трапезный храм архангела Михаила, игуменский, монашеский, сестринский корпуса, дома для трудников, животноводов, гостиница.

Схимонах Иоанн провел небольшую экскурсию по обители. Мы поднялись на колокольню Покровского собора (внизу даже деревья не шелохнутся, а здесь сильный ветер), полюбовались окрестностями, побывали во всех храмах. В крестильном храме крещение происходит с полным погружением в воду (кроме младенцев), а не окроплением, как это делается почти всюду. В венчальном, куда ведет отдельный вход, теплые, красочные тона, а люстра напоминает белое платье невесты. Поразила иконная лавка — такую большую я не видел нигде, хотя приходилось бывать в монастырях Рязанской области.

В 10 утра мы были на завтраке. Во время Великого поста здесь питаются два раза в день, блюда соответствующие. Ели тушеный картофель с овощами, вареную свеклу, чеснок (думаю, для профилактики болезней), пили чай с хлебом, медом и вареньем. Нужно отметить, что все продукты здесь — со своего подворья. Пекут хлеб, из молока делают сметану, сыр, творог. Излишки молочных изделий, меда продают. На огороде выращивают овощи, в саду растут яблони, груши, вишни, смородина, малина и множество цветов. Держат коров, лошадей, коз, кур, гусей, есть своя пасека.

Поразила иконная лавка — такую большую я не видел нигде, хотя приходилось бывать в монастырях Рязанской области.Монахов хоронят не на кладбище, а на территории монастыря. Здесь тоже есть свой погост. Установлены надгробные камни на месте предполагаемых захоронений супругов Эннатских, основавших монастырь, покоится прах схимонахини старицы Рафаилы. Верующие едут на ее могилу, кладут записочки с просьбами в специальный деревянный ящик.

В монастырь приезжают паломники из разных областей России. Казалось бы, у них тоже есть свои монастыри, зачем за семь верст киселя хлебать? А приезжают они прежде всего для того, чтобы поклониться мощам святой Зосимы (в миру Евдокия Яковлевна Суханова). Согласно житию святой, родилась она в 1820 году в Оренбургской губернии и воспитывалась в глубокой вере родителями-крестьянами, была кроткой, молчаливой, отличалась от ровесников отрешенностью от мирской суеты, трудолюбием. В монастырь пришла в зрелом возрасте, приняла постриг. Постоянно молилась, полюбила тишину и уединение, километрах в двух от обители выкопала источник, от которого больные стали получать исцеление. После закрытия монастыря поселилась в деревне, в маленькой келье, к ней приезжал народ со всей России, она исцеляла от многих болезней. Прожила схимонахиня Зосима 115 лет. Ныне ее святые мощи находятся в Покрово-Эннатском монастыре, где начинался ее иноческий путь.

Послушание Богу

Интересна судьба наместника Покровского мужского монастыря архимандрита Николая Чернышева. Мы сидим на скамейке у святого источника в ясный, погожий, теплый апрельский день, и собеседник будто вновь возвращается в прошлое.

— Родители мои жили под Юмагузино, — начинает он свой рассказ. — Часто проезжали через Ировку (село недалеко от Мелеуза). Видя разрушавшийся храм, я сам себе задавал вопрос: кто бы смог его восстановить? Если бы я был священником, постарался бы это сделать. Это было моим обетом. До первого класса меня воспитывали дед с бабкой, они были глубоко верующими людьми. Просыпаюсь утром — бабка молится, засыпаю вечером — опять молится. И мне казалось, что она никогда не спит. Религия была заложена во мне с детства, и в то же время не могу сказать, что в те годы я был глубоко верующим. Учился в школе в эпоху оголтелого атеизма и, как бы не хотели, поддавались этой пропаганде. А бабка говорила: «Придет время, и Господь коснется тебя своим крылом, и тогда многое поймешь». Как в воду смотрела. И еще тогда мне приснился сон, после которого в памяти остался образ святой Троицы и твердая уверенность, что Бог есть.

Чернышев 27 лет служил в Советской Армии в звании старшего прапорщика. Ему было уже под 40, когда начал посещать собор в Риге. Его заметили, и епископ, ныне митрополит Рижский и всея Латвии Александр благословил мужчину прислуживать в алтаре. Там же позже он был рукоположен в дьяконы. В это время распался Советский Союз, Чернышев вышел в отставку и переехал в Уфу, поближе к родне. В это время у него уже росли трое детей. Забегая вперед, скажем, что дети, внуки так или иначе по роду своей деятельности связаны с религией. А зять пошел по его стопам, стал священником.

Отец Николай был рукоположен митрополитом Уфимским и Стерлитамакским Никоном в священники в 1993 году. Он уже получал военную пенсию и обратился к владыке с просьбой направить его в Ировку, чтобы исполнить свой обет. За 10 лет он восстановил полуразрушенную церковь. В 2008 году создан Марфо-Мариинский женский монастырь, сейчас здесь обитель милосердия.

Архимандрит Николай продолжает свой рассказ:

— Умерла моя матушка (супруга). После этого путь священника только один — в монастырь. В декабре 2004 я был пострижен в монахи, а 1 января 2005 года назначен наместником в Покровский монастырь. На самом деле, кроме полуразрушенного собора и двух строений пионерского лагеря, здесь не было ничего. Начали строиться. Сам теперь удивляюсь, как все получилось. Думаю, под покровом Божьей Матери и с помощью преподобной Зосимы. Поклониться ее мощам приезжают из Самары и Казани, Перми и Оренбурга, Уфы и со всей республики. На день Святой Троицы собираются до полутора тысяч паломников, здесь вся гора заполняется людьми. Святая во многом помогает, люди излечиваются от катаракты, болезней суставов, психических заболеваний, бывали случаи — даже от рака.

Со всем огромным объемом работ я бы не справился. У меня есть замечательные помощники — священники, монахи, монахини, каждый пришел своим путем. У нас девять монахинь. Иулиания Киселева работала заместителем директора по строительству на хлебокомбинате; у другой муж был большим начальником, умер, а третья — родственница незабвенного Виктора Черномырдина. У каждой своя судьба. Это надо совершить подвиг, чтобы оставить мирскую жизнь, оставить свою волю. У нас костяк около 30 человек.

Ступени монашества

Трудник — первая ступень, когда человек только пришел в монастырь, здесь живет и работает, но еще не выбрал свой путь. Причины разные: в миру много забот — нужно найти работу, на что-то покупать вещи и продукты, заплатить за квартиру. Есть и бомжи, которые потеряли все. Они на зиму приходят в монастырь, а летом уходят «на вольные хлеба». Их в шутку называют зимними монахами.

Следующая степень — послушник — иночество, когда человек надевает монашеское облачение, но еще не принял обета. Затем — монах, и схимонах — это высшая степень монашеского достоинства.

Архимандрит Николай поднимается в полшестого утра. Различные молитвы, поздний завтрак и снова молитвы, множество дел в подворье. За всем надо уследить, как отцу за детьми. Приходится совершать всевозможные поездки, в том числе и в салаватское подворье монастыря, в Мусино. На днях он вернулся из Москвы, где собирались архимандриты со всей России, обсуждали свои проблемы, делились опытом. Спать ложится только ближе к 12 ночи. И так каждый день, ведь у монахов нет выходных. Да и работы здесь непочатый край. В день моего приезда все были заняты делом: на стройке, скотном дворе, в саду, огороде, на пасеке, кухне. Притом работали все, включая священников. Живут в труде и молитвах. Отслужить молебен приезжает и епископ Салаватский и Кумертауский (к этой епархии относится монастырь) Николай.

Да и строительство продолжается. В самой обители возводят новое здание, где разместятся трапезная на 150 человек, чайная, пекарня. А у святого источника, где мы беседуем, строится Троицкий скит. Здесь в уединении молилась матушка Зосима. За последние годы вокруг выросла светлая березовая роща. В этот погожий день солнце отражалось в холодной воде источника, и казалось, что из нее идет неземной свет, некая благодать, посланная нам свыше.

Желающие могут не только приехать в монастырь, поклониться святым мощам, полюбоваться красотой обители, но и остаться ночевать в гостинице. Проживание здесь платное, а покормят бесплатно.